ДОКЛАД об итогах работы правоохранительных органов Оричевского района по борьбе с преступностью в 2019 году и задачах на 1 полугодие 2020 г.

Анализ состояния и динамики преступности в Оричевском районе в 2019 году свидетельствует о продолжающемся ее росте, увеличение которого составило 12,9% (395 преступлений, в АППГ – 350). Увеличение преступлений обусловлено принятыми правоохранительными органами мерами по выявлению предикатных преступлений, профилактической направленности, а также значительным ростом в районе тяжких и особо тяжких преступлений, фактов мошенничеств.

На этом фоне необоснованно снизилась и общая раскрываемость преступлений, которая составила 60% (АППГ – 63,2%). В районе остается не раскрытыми почти каждое третье преступление. При этом количество нераскрытых преступлений также увеличилось и составило 150 (в АППГ — 127), из них 105 краж, 19 мошенничеств, 4 поджога и незаконных рубок леса.

Сопутствующим фактором совершения преступлений являются неблагоприятные экономические факторы, что отразилось и на уровне достатка граждан, а соответственно и на совершение преступлений корыстной направленности, доля которых в общей массе составила почти 50% от всех преступлений.

Влияние на динамику преступности повлияло, в том числе, осуществление профилактической работы со стороны служб полиции, членов ДНД, которые при поддержке органов местного самоуправления, предприятий и учреждений осуществляют рейды на территории района. Такое мероприятие положительно влияет на профилактику и раскрываемость преступлений. Считаю необходимым продолжить работу на указанном направлении. Между тем, по-прежнему недостаточна профилактическая деятельность со стороны ряда глав муниципальных образований района, возможности советов профилактики и общественных комиссий по делам несовершеннолетних в полной мере не используются. По требованию прокуратуры района пересмотрена муниципальная программа «Профилактика правонарушений в Оричевском районе на 2014-2020 годы», только неформальная реализация данной программы способствует стабилизации преступности в районе и ее профилактике. Тем не менее, динамично изменяющиеся условия жизни, информатизация общества, требует от нас введения в программу инновационных решений и положений, которые смогли бы также положительно влиять на преступность.

Наряду с ростом общей преступности, как уже отмечалось, в районе произошло отмечается всплеск тяжких и особо тяжких преступлений почти на треть (с 60 в АППГ до 89). При этом их раскрываемость сократилась и составила менее 40%.

По-прежнему в работе сотрудников МО по профилактике иных тяжких преступлений против личности имеются определенные недостатки. В деятельности УУП имеются упущения по осуществлению профилактической работы среди лиц, склонных к совершению преступлений против личности, особенно в семейно-бытовой сфере. Большинство преступлений совершены в быту на почве ссоры и употребления алкоголя.

Как и прежде, наиболее характерными для района преступлениями являются кражи чужого имущества (49,3%), раскрываемость которых сократилась и составила 45%.

Большинство краж совершается на фоне непринятия элементарных мер предосторожности к сохранности личного имущества гражданами, отсутствия надлежащего оборудования помещений (хранилищ, товарно-материальных ценностей на предприятиях района, бесхозяйственного отношения руководителей и работников предприятий к имуществу), отсутствие охранной сигнализации, слабого информирования населения о мошеннических действиях на банковские счета граждан.

Вторыми в удельном весе следует отметить преступления профилактической направленности, так называемой «двойной превенции», которые наряду с ответственностью за конкретное деяние, позволяют предупредить тяжкие и особо тяжкие преступления. Число указанных преступлений, связанных с нанесением побоев, причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязанием, угрозой убийством и других, в истекшем году осталось прежним, что составляет 10,1% удельного веса в структуре преступности.

В результате принятых мер координационного и профилактического характера в районе удалось сократить число преступлений на бытовой почве в 2019 году на 16% (26 против 31 в АППГ). Структуру бытовых преступлений составляют факты истязаний, причинений различного вреда здоровью. Как правило, такие преступления совершаются в отношении членов семьи, либо сожителей. Имелись также и факты совершения убийств и причинений тяжкого вреда здоровью повлекшего смерть человека, в том числе после употребления спиртного.

Продолжена работа правоохранительных органов в сфере экономики и коррупции, выявлено и поставлено на учет 3 преступления (в АППГ–3), лесопользования – 6 преступлений.

В 2019 году в районе удалось сократить число преступлений совершенных в пьяном виде на 11,4%, в общественных местах на 20,5%, на улицах на 27,4%. Преступления в состоянии наркоопьянения не совершались. Правоохранительными органами района совместно с органами местного самоуправления принимались необходимые меры по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции. Изъято и оборота 31,3 л. (АППГ — 7,5 л.) суррогатов и алкогольной продукции, составлено 18 протоколов об административном правонарушении. Между тем, преступления по ст. 238, 151.1, 171.4, УК РФ не выявлялись.

Вместе с тем, итоги 2019 года свидетельствуют о том, что в районе в сфере борьбы с преступностью имеются определенные просчеты, требующие незамедлительного реагирования правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Особую озабоченность вызывает деятельность органов полиции, УИИ по профилактике тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Так, в районе существенно увеличилось число убийств с 1 до 4, грабежей с 8 до 10, на прежнем уровне зарегистрировано разбойных нападений – 1.

Снизилась активность правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических и сильнодействующих веществ, выявлено и поставлено на учет 1 преступление (в 2018 –5). Для примера, в 2014 году зарегистрировано 16 таких преступлений.

Напряженной остается обстановка с рецидивной и повторной преступностью. Так, количество преступлений совершенных из категории лиц «ранее совершавшими» составило 72,9% от числа совершенных преступлений, увеличение произошло почти на 8%, ранее судимыми удельный вес 40%, рост составил 21%.

Анализ причин высокого удельного веса повторной и рецидивной преступности свидетельствует о формальном контроле за поведением осужденных со стороны полиции, отсутствием надлежащей профилактики, в том числе со стороны должностных лиц УИИ по Оричевскому району, глав администраций сельских поселений, субъектов системы профилактики. Большинство преступлений совершались лицами, злоупотребляющими спиртным, не имеющими постоянного места работы и дохода, состоящими на профучетах.

Работа по разобщению преступных групп также носит негативный характер. По итогам 2019 года отмечается рост числа преступлений совершенных в группе на 28,6% или 27 преступлений, в том числе несовершеннолетними рост составил 120% или 11 преступлений.

Анализ активности правоохранительных органов по выявлению латентных преступлений, в частности, по прежнему отсутствуют результаты в топливно-энергетическом комплексе, ЖКХ, легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного лицом в результате совершения ими преступления. На территории района на протяжении длительного времени не регистрировались налоговые преступления.

Как итог состояния преступности в районе являются просчеты в деятельности органов полиции, УИИ, ССП, органов местного самоуправления по профилактике. Лица, ведущие антиобщественный образ жизни, фактически не контролируются, не обсуждаются, работа с ними носит формальный характер. Необходимо оказывать помощь в социальной реабилитации лицам, освобожденным из мест лишения свободы, осуществлять профилактическую работу с данной категорией лиц, в том числе в отношении судимых, склонных к совершению преступлений. На советах профилактики не просто обсуждать таких лиц, а выявлять причины такого поведения, реализовывать конкретные меры, направленные на законопослушное поведение граждан.

Работа следственных органов по принятию исчерпывающих мер направленных на возмещение ущерба по уголовным делам также не отвечает складывающейся обстановке. Так из числа возбужденных дел ущерб государству, гражданам и юрлицам составил 50,5 млн. руб., возмещено лишь 1,1 млн. руб.

Деятельность ОСП по исполнению штрафов, назначенных по приговору суда также негативно влияет на профилактику преступности. Исполнение таких решений длительное время не обеспечивается, наказание на более суровое не заменяется, как итог лица уходят от ответственности за совершенные преступления.

Изложенное требует изменить подходы в профилактике преступности, как со стороны правоохранительных органов, так и органов местного самоуправления, в том числе по конкретизации запланированных программных мероприятий по обозначенным проблемам в структуре преступности.

 

В рамках осуществления надзора по защите прав несовершеннолетних в 2019 году сократилось количество общественно – опасных деяний, совершенных подростками до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности — 6 (2018 – 9), в которых участвовало 7 подростков.

Сократилась и подростковая преступность на 18,2%, между тем удельный вес преступных посягательств несовершеннолетними составил 8,0% от всех зарегистрированных криминальных случаев, что выше среднеобластного показателя вдвое.

В отношении несовершеннолетних по итогам двенадцати месяцев 2019 года совершено 26 преступлений, что вдвое прошлого года (АППГ – 13). Из них родителями — 18 преступлений (АППГ-7), в том числе по ст.157 УК РФ (неуплата алиментов) совершено 12 преступлений (АППГ- 6). Жертвами преступлений стало 34 несовершеннолетних, за АППГ – 14.

Анализ состояния законности свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых образовательными организациями по обеспечению безопасности несовершеннолетних, соблюдению организациями трудовых прав несовершеннолетних, неэффективность принимаемых мер по профилактике подростковой преступности.

В ходе проведенных прокуратурой проверок в органах системы профилактики правонарушении несовершеннолетних позволили выявить просчеты в деятельности прежде всего в КДН и ЗП, полиции, работе управления образования, органа опеки и попечительства.

Необходимо в каждом случае совершения подростками преступлений и правонарушений тщательно разбираться в причинах этого, вскрывать факты семейного неблагополучия, направить все усилия на раннее выявление таких подростков и их семей, обеспечить принятие к ним своевременных и исчерпывающих мер профилактического характера. Акцентировать администрации района, образовательным учреждениям внимание на вовлечение в занятость трудных подростков, доступность дополнительного образования.

 

Результаты уголовного преследования логически были завершены поддержанием государственного обвинения в суде. В анализируемом периоде с участием государственных обвинителей судами рассмотрено 185 уголовных дел на 206 лиц. Практика назначения наказаний в 2019 году свидетельствует о том, что она в целом отвечает сложившейся криминальной обстановке. Из числа рассмотренных уголовных дел с приговором осуждено всего 161 лицо. Большая часть осужденных приговорены к реальным видам наказаний 129 или 80%, не сократилось число лиц, осужденных к лишению свободы – 55, в АППГ — 53.

 

В истекшем году прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов принимаемые прокуратурой района в 2019 г. меры были направлены на повышение в первую очередь качества мер прокурорского реагирования, реальное устранение допущенных нарушений, при этом уделялось особое внимание тем направлениям, которые являются наиболее уязвимыми в структуре законности, это вопросы: защиты трудовых, жилищных, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и иных социальных прав граждан; охраны окружающей среды и другие.

Результаты проверок свидетельствуют о широкой распространенности допускаемых нарушений прав и свобод граждан. Так, в анализируемый период времени выявлено более 1483 нарушений законов.

Обеспокоенность в районе вызывает соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения и автомобильных перевозок, часть дорог все еще не отвечает нормативным требованиям. Аварийность в текущем году практически не изменилась за 12 месяцев 2019 года зарегистрировано 31 ДТП с пострадавшими (АППГ — 32), из них погибших — 3 (АППГ — 6), раненных – 36 (АППГ — 61), с участием детей – 5 (АППГ — 6).

В ходе проведенных проверок выявлялись факты бездействия администраций поселений, выразившиеся в ненадлежащем содержании эксплуатационного состояния автомобильных дорог, нарушения в административной практике и при осуществлении государственного контроля ОГИБДД.

Увеличение числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды связан с реализации на территории района реформы по обращению с ТКО, в рамках которой органами местного самоуправления допущен ряд нарушений и просчетов в организации этой работы. Выявлялись нарушения, связанные с не оборудованием мест накопления ТКО в населенных пунктах района, несоответствие действующих контейнерных площадок предъявляемым санитарным нормам, оказание услуг ненадлежащего качества. До настоящего времени не решена судьба труднодоступного населенного пункта п. Суводи.

В 2020 году, в связи с изменением полномочий, администрации района, городским поселениям необходимо завершить работу по обустройству и приведению в соответствие мест накопления ТКО.

 

По-прежнему, в 2019 году, одной из приоритетных задач прокуратуры района оставалось пресечение нарушений закона в пользовании лесами и декриминализация лесопромышленного комплекса.

В 2019 года на территории района выявлено 14 (АППГ 2) нарушений закона. В частности, выявлены нарушения в деятельности лесопользователей, выразившиеся в не проведении лесовосстановительных работ и ухода за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, отсутствии проектов освоения лесов, не выполнении работ в сфере противопожарной безопасности. В адрес последних внесено 10 представлений, которые рассмотрены, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц.

Также, в текущем году подготовлено в интересах РФ заявление в Оричевский районный суд о взыскании с арендатора ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений. Исковые требования прокурора удовлетворены на сумму 398 тыс. рублей.

Вместе с тем, требует усиления работа правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере ЛПК, т.к. несмотря сохранившуюся тенденцию к выявлению преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ (6 преступлений) в текущем году, размер причиненного незаконными рубками ущерба, снизился и составил 374,3 тыс. руб. (в 2018 г. — 49,2 млн. руб.). Крайне низкой остается раскрываемость такого вида преступлений.

В текущем году на территории района зафиксировано 5 лесных пожаров на площади 9,54 ГА (АППГ – 1, на площади 0,0064 ГА), которые в результате совместных действий заинтересованных органов ликвидированы в кратчайшие сроки. Ущерб лесному фонду пожарами причинен в сумме более 8 млн. рублей.

В тоже время, по результатам проведенного прокуратурой района анализа причин произошедших пожаров установлено, что мониторинг пожарной опасности в лесах арендаторами СХПК им. Кирова, СПК «Истобенский» должным образом не осуществлялся, о чем свидетельствует факт несвоевременного выявления 21.06.2019 лесного пожара. В частности, при изучении акта о пожаре установлено, что в момент выявления пожара его площадь уже локализировалась на 6 ГА.

При проведении проверок соблюдения законодательства в сфере водопользования особую обеспокоенность в районе вызывает ситуация по предоставлению качественной питьевой воды в п. Торфяной, с. Адышево, напряженная ситуация остается в с. Быстрица по оказанию услуг водоснабжения надлежащего качества. Внимание администрации района к данным проблемам должно иметь первостепенное значение.

Наряду с темой экологической безопасности района, в 2019 года перед прокуратурой района, не менее остро, стоял вопрос соблюдения трудовых прав граждан.

На начало года 2019 года в районе имелась задолженность по заработной плате в размере 11,5 млн. руб. на 2 предприятиях, находящиеся в стадии банкротства, перед 141 работником. В настоящее время на территории района предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, не имеется. В первом полугодии 2019 задолженность по заработной плате в размере 9 млн. рублей погашена в полном объеме на предприятии банкроте АО КССМ «Силворлд». Всего по результатам принятых мер реагирования погашена в текущем году задолженность на сумму 22 млн. руб.

На исполнении в службе судебных приставов находится 20 исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате в пользу работников ООО «РостБиоМед», расположенной на территории г. Москва, на сумму 860 тыс. рублей. Имущество предприятия арестовано, ведется работа по его реализации.

Особое внимание уделялось соблюдению трудовых прав граждан при привлечении их к труду. В частности, по результатам проведенных проверок факты не заключения трудовых отношений, «серой» зарплаты, выявлены в ИП «Вишневская», ООО «Светлый дом 43», ИП «Алмадатов», ИП «Гаджиев», ИП Шучалин, в отношении должностных и юридических лиц возбуждено 6 производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, выявлено 9 лиц работающих без оформления трудовых договоров.

Изложенные нарушения трудового законодательства влекут лишение граждан постоянного источника дохода и объясняют специфику распространенности в районе таких преступлений, как хищения.

 

В сфере соблюдения жилищных прав граждан прокуратурой района приняты меры по понуждению органов местного самоуправления к погашению задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт. Приняты меры по понуждению администраций поселений к сносу расселенных многоквартирных домов. Считаю необходимым продолжить реализацию Программы в 2020 году, а также обратить внимание на исполнение принятых судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений.

В целях обеспечения контроля за темпами роста задолженности за коммунальные ресурсы организован мониторинг кредиторской и дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, которая составляет свыше 35 млн. руб. и является одной из самых высоких в области. По фактам неосуществления работы с дебиторской задолженностью, вызвавшей рост кредиторской задолженности, внесены представления в ресурсоснабжающие организации, по результатам рассмотрения которых приняты меры к уменьшению кредиторской задолженности.

Продолжают выявляться факты непринятия органами местного самоуправления мер к заключению концессионных соглашений с предприятиями ЖКХ, использующих объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. А там где они заключены, администрации поселений не принимают к предприятиям ЖКХ мер по выполнению взятых обязательств.

 

В сфере осуществления надзора о противодействии коррупции работа в 2019 году была продолжена. По итогам года правоохранительными органами выявлено 3 преступления коррупционной направленности (АППГ — 3), по материалам прокуратуры возбуждено 2 уголовных дела.

При осуществлении надзора выявлялись нарушения, связанные с не предоставлением либо представлением недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) государственными служащими, лицами, занимающими муниципальные должности, принятия и реализации планов противодействия коррупции органами местного самоуправления района.

По представлениям прокуратуры сложили свои полномочия 2 депутата сельских дум.

 

Состояние мест с массовым пребыванием граждан, соблюдение пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на таких объектах требует постоянного контроля со стороны администрации района, по прежнему часть из их не соответствует требованиям вышеназванного законодательства. Работу по устранению нарушений в 2020 году необходимо продолжить.

 

Анализ работы органов, участвующих в исполнении уголовных наказаний свидетельствует о том, что сотрудниками УИИ профилактическая работа в отношении осужденных, не всегда достаточна. В 2019 году осужденные совершили 10 (АППГ-8) повторных преступлений. Основными причинами совершения осужденными повторных преступлений являются незанятость, злоупотребление спиртными напитками, нежелание вставать на путь исправления. По результатам проведенных в 2019 году проверок установлено, что профилактическая работа с такими осужденными проводилась со стороны должностных лиц УИИ, а также МО МВД России «Оричевский» не достаточно эффективно.

В сфере осуществления надзора за соблюдением законодательства об исполнительном производстве в 2019 году прокуратурой района выявлено значительное число нарушений. большая часть которых допускается при взыскании задолженности по алиментам, исполнении требований неимущественного характера, что связано прежде всего с длительным бездействием и несвоевременным совершением исполнительных действий. В связи с этим, основной формой прокурорского реагирования в 2019 году явилось направление информации в прокуратуру Кировской области для отражения указанной информации в обобщенном представлении, направляемом в адрес руководителя УФССП России по Кировской области.

В настоящее время, исходя из анализа текущего состояния законности в указанной сфере, при проведении проверочных мероприятий необходимо обратить особое внимание на соблюдение требований законодательства по исполнительным производствам о взыскании штрафов, назначенных в качестве уголовного наказания, исполнение административных наказаний в виде обязательных работ, исполнительные производства неимущественного характера, в том числе по искам прокурора.

В настоящее время по искам прокурора не исполнено 5 решений судов, из них по которым должниками выступают органы местного самоуправления 3. Прокуратурой района данному вопросу уделяется постоянное внимание, мы направляли вам предложения о включении в бюджеты на 2020 г. Средств, направленных на исполнение судебных решений, но не все главы приняли необходимые меры. Работа в данной сфере будет продолжена.

 

Сообщая об изложенном считаю, что на укрепление законности и правопорядка в районе, организацию борьбы с преступностью и ее предупреждение могло бы оказать позитивное влияние решение ряда вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления. В частности необходимо:

  1. Проанализировать деятельность органов местного самоуправления по профилактике преступности на местах, использовании функций советов профилактики, общественных комиссий по делам несовершеннолетних, обратив особое внимание на вопросы обсуждений и приглашений лиц, находящихся в социально-опасном положении, ведущих антиобщественный образ жизни, склонных к совершению преступлений, злоупотребляющих спиртными напитками.

Совместно с правоохранительными органами, прокуратурой района разработать и внедрить в муниципальную программу «Профилактика правонарушений в Оричевском районе на 2014-2020 годы» инновационные меры, направленные на профилактику преступлений и правонарушений.

Результаты обсудить на комиссии по профилактике правонарушений и преступлений при администрации Оричевского района.

  1. Реализовать комплекс мер по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в 2020 году, предоставлению жилых помещений детям — сиротам. Исполнению судебных решений по внеочередному предоставлению жилых помещений.
  2. Продолжить работу по устранению нарушений антитеррористического законодательства, о пожарной безопасности, на объектах с массовым пребыванием граждан.
  3. Направить усилия на сокращение уровня долга предприятий ЖКХ за поставленные энергоресурсы. Решить вопросы подготовки к отопительному сезону 2020-2021 года, своевременно обратить внимание на готовность поселений, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций к отопительному сезону
  4. Комиссии по делам несовершеннолетних продолжить использовать предоставленные законом полномочия по профилактике правонарушений и преступлений со стороны подростков. Обеспечить четкие поручения субъектам системы профилактики и своевременный контроль за их исполнением. Активизировать работу по раннему выявлению неблагополучных семей, воспитывающих детей.

Управлению образования, образовательным учреждениям направить усилия на раннее выявление преступлений и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Своевременно информировать органы профилактики в соответствии с ФЗ № 120-ФЗ.

  1. Органам местного самоуправления района принять исчерпывающие меры по устранению нарушений по эксплуатации улично-дорожной сети, подготовке к ликвидации ЧС, в том числе реализации противопожарных мероприятий в населенных пунктах.

Активизировать работу по раннему выявлению неблагополучных семей, воспитывающих детей.

Наладить взаимодействие с правоохранительными органами по борьбе с пьянством, суррогатной алкогольной продукцией.

Прокурор района старший советник юстиции  А.А. Комаров

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

81 − = 77