У перестройки юбилей

Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию по коронавирусу, между Россией и Саудовской Аравией развязалась «нефтяная война», приведшая к падению курса рубля, в стране идет обсуждение поправок в Конституцию – за всеми этими событиями как-то незаметно прошел юбилей «перестройки» – 35 лет назад на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев. И уже в первой программной речи он произнес два ключевых слова – гласность и ускорение.
Итоги преобразований, анонс которых прозвучал уже на апрельском Пленуме ЦК КПСС в том же 1985 году, собственно, известны всем – парад суверенитетов союзных республик, как следствие – распад СССР, падение экономики, что в полной мере отразилось уже в следующем десятилетии и так далее.
Политолог Владимир Корнилов в своей статье о перестройке, написанной для РИА «Новости», называет историю перестройки и вообще правления Горбачева «крайне поучительным примером того, как творить реформы ради реформ, ради красивого словца, ради того, чтобы на какое-то время понравиться своей и особенно зарубежной публике, не просчитывая последствий наперед, не имея четкой стратегии».
Достаточно в пример привести знаменитую антиалкогольную кампанию. Казалось бы, цель была поставлена благая – оздоровление народа. Но почему-то все это привело к вырубке виноградников (отрасль виноделия в нашей стране восстанавливаться начала только сейчас, спустя 30 лет), к огромным очередям в вино-водочные магазины, расцвету подпольного производства алкоголя и в конечном итоге сворачиванию всей реформы…
Лично я в те годы был слишком юн, чтобы хоть как-то анализировать происходящее в стране. Впечатления от перестройки остались какие-то двоякие – с одной стороны, обилие ранее закрытой информации, публикация запрещенных произведений, к нам потоком хлынула западная культура – в основном, кино и музыка, первые кооперативные ларьки с импортом по заоблачным и не очень ценам, трансляции Съездов народных депутатов по телевизору и так далее. Словом, какая-то постоянная весна.
А с другой стороны, техногенные катастрофы, которые валом прокатились по стране, в том числе – на Чернобыльской АЭС, тревожные известия с Кавказа и азиатских республик (мои родственники были вынуждены бежать из Казахстана), пустые прилавки магазинов (хотя это вроде было попозже) и тревога, постоянная тревога в глазах взрослых – что там еще выкинут «наверху». И вот уже весна такой уж весной не кажется. В общем, грустный юбилей.

Сергей Плявин

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1