Загадочный мост

НА СНИМКЕ: группа следопытов у опоры взорванного моста.

НА СНИМКЕ: красноармеец из села Коршик Корчемкин Иван Леонтьевич.

НА СНИМКЕ: группа следопытов проходит на лодке мимо села Грузино, где была паромная переправа.

Поспорили мы однажды с Виталием Ивановичем Корчемкиным из села Коршик, мог ли его отец во время войны, спасаясь от немцев, перебежать по мосту через реку Волхов?
По словам Виталия Ивановича, фашисты гнались за его отцом по пятам. И если бы не тот мост, по которому отец перемахнул на другой берег, то не миновать бы ему плена. Этот мост уже приготовили к взрыву наши саперы. И вдруг с той стороны бежит красноармеец, а за ним целая свора гитлеровцев. Только ступил наш солдат на советский берег – бац! Мост сразу взлетел на воздух, а фашисты остались на том берегу.
Из-за этого моста и разгорелся наш спор с Виталием Ивановичем Корчемкиным. Потому что никакого моста там не было. Была лишь паромная переправа у села Грузино. В рассказах других очевидцев этот мост через Волхов ни разу не фигурирует.
И поэтому наши солдаты из Кирова, прибывшие на фронт в составе 311-й стрелковой дивизии, сотнями человек тонули в Волхове. Причиной тому была, во-первых, страшная неразбериха на фронте. А во-вторых, наше командование в тот день потеряло управление войсками.
Но Виталий Иванович безоговорочно верил рассказу папы и убеждал меня, что мост на самом деле был! Можно сказать, что мой собеседник боготворил своего отца. Простой вятский колхозник, его отец Иван Леонтьевич произвел на свет и воспитал десятерых детей! Все они были сыты, обуты и одеты, получили хорошее образование, а пятеро из них окончили институты.
«Учись, Витя, учись, – говорил ему отец, – ученый человек никогда не пропадет, какая бы власть ни была». И по совету отца Витя получил хорошее образование. Хотел он после армии поступить на службу в органы госбезопасности. Туда принимали людей только с чистой репутацией. Виталий заполнил документы и проходил по всем анкетным данным. Но в последний момент ему отказали, потому что его отец посещал церковь.
Действительно, был у отца такой грех. Однажды в ночь на Рождество его папа вышел из Коршика за тридцать километров в Спас-Талицу, чтобы успеть на утреннюю службу! Дорога проходила через дремучий лес, где и доныне обитают медведи. Но старый солдат Иван Корчемкин, видать, ничего не боялся.
Был у него на фронте такой случай, который кардинально изменил всю его жизнь. Он с товарищем находился на поле боя. Кругом рвались снаряды. Вдруг как будто какая-то сила перенесла его на другое место, а на прежнем месте, где он только что лежал, разорвался снаряд. Товарищу оторвало ногу, а Ивана Корчемкина только ранило в бок и руку. И после этого он дал обет, что если вернется домой живым, то будет ходить в церковь. И остался верен своему обещанию до конца жизни.
После смерти своего отца Виталий Иванович Корчемкин почувствовал в душе пустоту. Когда ему становилось тяжело, он приходил к отцу на могилу. «Отчего мне так тяжело?» – спросил он себя однажды на кладбище. И вдруг услышал в своей голове голос отца: «Тебе тяжело?». И сразу понял, что все его нынешние проблемы – ерунда по сравнению с теми испытаниями, которые довелось пережить его папе.
Все эти поучительные моменты Виталий Иванович изложил в своей книге «История рода Корчемкиных». Я внимательно перечитал его рассказ об отце и задумался. Действительно, не мог такой человек, прошедший сквозь огонь и воду, согрешить выдумкой про мост через Волхов.
И вот пару лет назад мы с группой следопытов совершили путешествие в Ленинградскую область по местам боев 311-й дивизии. И оказались в районе первого боя, где приняло свою смерть под бомбежкой немецкой авиации и утонуло в водах Волхова несколько тысяч наших земляков. Я решил во что бы то ни стало отыскать тот загадочный мост, о котором рассказывал Иван Леонтьевич.
Следопыты из местного поискового отряда Чудовского района устроили нам поездку на моторной лодке вниз по течению Волхова. Именно в этих водах и утонули многие из пропавших без вести кировчан. Этим же путем по берегу Волхова и отходили на север разбитые части 311-й стрелковой дивизии.
Прошли мы на моторной лодке мимо Грузино, где до войны была паромная переправа. И вскоре причалили у опор того самого моста, по которому перебежал через Волхов вятский солдат Иван Леонтьевич Корчемкин. Этот мост не обозначен ни на одной карте, потому что был взорван в 1941 году, а проходившая через него железная дорога была демонтирована. Свидетелем этих событий остались лишь каменные опоры моста, исклеванные снарядами и пулями.
Вернувшись из той поездки, я связался с Виталием Ивановичем Корчемкиным и с радостью поведал ему, что мост, о котором рассказывал его отец, действительно существовал.
О. Четвериков, г. Киров

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 6 = 4