Двадцать лет без Союза

Двадцать лет назад произошёл так называемый «августовский путч» — попытка переворота, предпринятая членами государственного комитета по чрезвычайному положению (сокращённо — ГКЧП). Те, кто родился в том 1991 году, сегодня уже закончили школу и работают или учатся дальше. То есть влились в ряды экономически активного населения. Но вот насколько они политически активны — большой вопрос. Хотя, вроде бы, «Селигер» показывает, что активны, да ещё как…
Начало девяностых годов — это конец перестройки. Страна, название которой Советский Союз, раздираема внутренними противоречиями. На национальных окраинах вспыхивают вооружённые конфликты — Карабах, Приднестровье. Нарастает и конфликт между союзным руководством и руководством российским. Напомним, что ещё за восемь месяцев до путча СССР уже фактически приказал долго жить — в Таллине председатель ВС РСФСР Борис Ельцин подписал договор об основах межгосударственных отношений РСФСР и прибалтийских республик, в котором стороны признавали друг друга суверенными государствами. А значит, Союз уже не может назваться «нерушимым». В июне Ельцин становится Президентом России. В июле в Праге официально расторгнут Варшавский договор. Собственно, в 1991-м в развал Советского Союза было вбито много гвоздей — послед-ний: соглашение о создании СНГ, подписанное тремя президентами 8 декабря в Беловежской пуще.
О самом путче участники тех событий сейчас говорят по-разному, но сходятся в одном — судьба СССР была предрешена. Приведём цитату из одного интервью главы комитета Госдумы по делам ветеранов Николая Ковалёва: «Говорить о том, что ГКЧП выступило катализатором каких-то разрушительных действий, нельзя. Просто ждали повода, чтобы поставить точку в этом процессе. Посчитали таким поводом гэкачепистов. Не было бы путча, был бы другой повод для прихода демократов».
И вот что интересно — в опросе, проведённом интернет-изданием «Взгляд», более сорока процентов респондентов, отвечая на вопрос: «На чьей стороне были ваши симпатии в августе 1991 года, когда ГКЧП попытался отстранить М. Горбачева от власти, и изменилась ли с тех пор ваша позиция?», написали — «ГКЧП». Причём треть опрошенных за прошедшие двадцать лет своего отношения так и не изменили.
Результат любопытный. Чего в нём больше — тоски по «сильной руке», разочарования в сегодняшнем дне, ностальгии по «всему советскому»? Другой опрос говорит, что сегодня 60-70 процентов сожалеют, что распался Советский Союз. А возрождения СССР хотели бы только 9 процентов. Вот и пойми нас, россиян…

Сергей ПЛЯВИН.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 3 =