Враг сдаваться не хотел

Несколько лет как закончилась война, не принял участие в её боях Алексей Вязников, потому что мал был, родился он в 1931 году. Война навсегда забрала отца, а он, как и многие его сверстники, хлебнул тогда горького лихолетья. «Взрослые посадят верхом на лошадь или быка и отправят в поле, потом только снимут сверху, когда скотина на двор придёт обратно», — вспоминает он.

В 1949 году паренёк из деревни Полом Верхошижемского района был призван служить в ряды Красной Армии. Несколько месяцев учебки в Ленинграде, а затем в составе войск Министерства Госбезопасности отправили служить на Украину. Ещё встречались на той земле немецкие оккупанты, и особо бойко орудовало украинско-бандитское националистическое подполье.
— Сложность была в том, — рассказывает Алексей Алексеевич, — что повстанцам всячески оказывало пособничество местное население. В лицо они улыбались красноармейцам, но видно было, что за пазухой тяжёлый камешек припасли.
Порой сложно было определить, где прячутся враги. Так, как-то раз в одном из домов солдаты обнаружили, что что-то неладно: стена снаружи оказалась несколько длиннее, чем внутренняя. Как выяснилось, в образовавшемся проёме затаились бандиты. Могли отсиживаться они и в старых колодцах, проделывая в сторону лаз.
Прочёсывали красноармейцы лес, Карпаты. Однажды, вспоминает Алексей Алексеевич, поступило им сообщение, что в горах должен приземлиться самолёт противника. Информация оказалась верной, и самолёт опустился на вершину, правда, на соседнюю от той, где находился наш солдат.
Через три года Алексей покинул Украину и вернулся домой. Выучился на слесаря и стал работать на Зенгинском торфопредприятии (в посёлок торфяников в то время переехала его мама и сестра).
На одной из вечёрок познакомился с Анфисой. Для неё, халтуринской девушки, Зенгино тоже стало второй родиной. Сюда приехала работать по вербовке сначала на лесозаготовку, потом на железную дорогу.
Из большой семьи, где тоже отец-фронтовик не вернулся с войны, она с детства была приучена к труду. «В восемнадцать лет дали мне в руки топор и отправили лес рубить», — вспоминает Анфиса Прокопьевна. В зимнем лесу приходилось работать в резиновых калошах, ступни обматывала тряпкой. «Приду домой, заберусь под одеяло и стараюсь хоть как-то согреться, а сама плачу», — рассказывает женщина.
Живут Алексей Алексеевич и Анфиса Прокопьевна и жизни радуются. Пенсия устраивает, купить сейчас можно всё, что душа пожелает. Правда, здоровья нет, суставы больные мучают, давление зашкаливает.
…Девятого мая зенгинские ветераны обязательно придут на митинг, к Вечному огню. В посёлке осталось всего четверо солдат Великой Отечественной войны. Их ценят здесь и уважают. Мальчишки и девчонки подарят цветы, исполнят для них песни и стихи, потому что никто не забыт, ничто не забыто.


 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 65 = 70