Made in China

«Постепенно весь смысл мировой экономики сводится к тому, чтобы продавать друг другу товары, произведённые в Китае, по возможности выдавая их за свои». Это не выдержка из серьёзного экономического труда, это такой анекдот. Но ирония в том, что анекдот этот очень похож на жизнь…
Не надо считать, что только российский рынок заполнен китайскими товарами. Многие производители с международным именем свои производственные мощности разместили в Поднебесной и торгуют по всему миру фактически «китайским товаром». Это касается не только электроники (хотя сверхмодные «айфоны» и «айпады» делают именно в Китае). Такие марки как «Гуччи», «Дольче и Габано», «Версаччи» сотрудничают с Китаем. Заметили тенденцию последних лет — китайские товары теперь в СМИ и Интернете ругать не принято. Совсем наоборот: восхваляются их качество и надёжность. Не удивлюсь, если окажется, что это следствие хорошо продуманной пиар-кампании, призванной уничтожить в уме потребителя стереотип: «Сделано в Китае» — значит, это что-то никудышное.
Не собираюсь ничего утверждать наверняка, но… Недавно купив очередной «девайс» долго вертел его в руках, ища надпись «Маde in China». Наклейка по-русски «Сделано во Франции» как раз больше насторожила, чем успокоила. Ведь дело дошло до того, что в России стали подделывать китайские товары! Вот скажи мне это кто-нибудь в девяностые, я бы долго смеялся. А сейчас…
Движение западных производителей в сторону Азии началось ещё в восьмидесятые, но резко ускорилось именно в двухтысячные. Судите сами. Издержки на организацию нового предприятия — копейки. Поставить на площадке лёгкую конструкцию, подвести нужные коммуникации… Трудолюбивые китайцы, вьетнамцы, сингапурцы готовы работать за минимальную плату. При этом качественно. А продвинутый европейский или американский пролетарий требует социальный пакет, стабильно высокую зарплату и ежегодный отпуск. Вот вам и звериный оскал капитализма — даже финская компания «Нокия», упорно размещавшая свои заводы в Европе, недавно заявила о фактическом переезде почти всего производства в Азию.
Так в чём секрет «китайского экономического чуда»? Разного рода объяснений существует много. Кто-то ставит во главу угла фантастическое трудолюбие, воспитанное веками. Кому-то кажется, что дело в экзотическом сплаве коммунистической идеологии и буддизма. А может, дело в банальном промышленном плагиате — не секрет ведь, что китайцы клонируют чужие товары, не особо заморачиваясь на нарушении авторских прав и сертификатов. Истина лежит, как всегда, где-то посередине… Восток — дело тонкое.

 

Сергей Плявин.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

41 − 40 =