Слово о войне

Мой отец
В канун праздника 9 Мая решил написать письмо о своем отце-фронтовике, воевавшем в 1941 – 1945 годах в Великой Отечественной войне. Отец мой Александр Васильевич Смирнов с 1900 года, родился в деревне Грибичи Посадской волости Орловского уезда, ныне нашего, Оричевского, района.
В годы войны был на Волховском фронте при защите Ленинграда. Имел несколько ранений и был дважды контужен. Я часто вспоминаю его рассказы об ужасах войны и храню его награды: медали и ордена Отечественной войны, а также удостоверения к ним. Одно из них опишу дословно:
«Удостоверение
За участие в героической обороне Ленинграда Смирнов Александр Васильевич Указом Президиума Верховного Совета от 22 декабря 1942 года награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Вот такое небольшое письмо я решил написать в память об отце.
В. Смирнов,
ветеран труда, п. Мирный

Так сложилась судьба
Я родилась в семье, где о войне знали не из чужих, а из родных, самых близких уст. Мой папа Иван Иванович Юферев был участником Великой Отечественной войны, а мама Вера Васильевна Юферева всю войну трудилась на военном заводе в Челябинске.
Папа родился в 1919 году и в 1939 ушел служить в армию, но, не успев дослужить, встретил войну. Воевал в 138 горнострелковой дивизии. Когда шли бои на Керченском полуострове, папа попал в плен, после освобождения прошел долгие проверки НКВД, домой он приехал только в 1946 году. А в 1942-м родители получили на него похоронку и даже отпели его в местной церкви. Его не считали участником войны, и только в 1975 году выдали удостоверение участника войны и наградили медалью. Я и сейчас храню все его медали и орден Отечественной войны. Показываю своему семилетнему внуку, он иногда надевает их на свою рубашку и марширует по квартире со словами: «Я солдат, как мой прадед Иван, не бойся, бабушка, я тебя защищу».
Из детства помню, как каждый год 9 мая не радостным, а печальным было лицо моего отца, а когда смотрел фильмы о войне, слезы катились из его глаз, он украдкой смахивал их и выходил из комнаты. Возвращался, когда удавалось справиться с нахлынувшими воспоминаниями. Как-то рассказал, как попал в плен: «Воевать в начале войны было нечем, одна винтовка на троих, когда попали в окружение, я не смог себя застрелить, но я никого не предавал, так сложилась наша судьба».
Моя мама была истинным городским жителем, родилась в д. Большая Ялань Миньярского района Челябинской области, но с трехмесячного возраста воспитывалась бабушкой в Белоруссии, так как ее мать умерла, а отец принял решение сдать троих детей — двоих старших братьев моей мамы и трехмесячную маму — в детский дом. Бабушка по материнской линии не дала сдать мою маму в детский дом, взяли с дедом на воспитание. Так и жили втроем до 1937 года. В 1937-м случилась беда: пришли красноармейцы и забрали деда. Бабушка молча собрала чистое белье и сухари, и дед ушел, больше его никто не видел. В том году моей маме было 18 лет.
Когда началась война, пришлось эвакуироваться в Челябинскую область для работы на оборонных заводах. Помню, мама рассказывала, что, несмотря на военное время, заработную плату на заводах платили, а так как потратить ее было некуда, за время войны скопилась у моей мамы приличная сумма. С будущим мужем, моим папой, познакомились на этом же заводе, когда привезли освобожденных из плена для работы на заводах. Были они худющие, грязные, голодные, съедали все картофельные очистки от вареного в мундире картофеля, что оставляли после обеда рабочие. В 1946 году папе объявили, что он освобожден из-под следствия и может вернуться на родину. Так они с мамой приехали жить в д. Сивая Оричевского района. Мама ужаснулась, какой стоял голод в деревне, крестьяне оборваны, измотанные тяжким трудом женщины, и налоги – сдавать нужно было почти все, а если нет – купи и сдай: масло, яйца, шерсть, молоко. Вот тут и пригодились накопленные за время войны мамины деньги, все налоги за папину семью она заплатила. Отец папы Иван Андреевич умер во время войны. Мать папы и сестры приняли решение уехать из деревни в более сытые места, тихонько стащили паспорт у моей мамы и уехали жить в Краснодар. Помог в жизни папиным сестрам мамин документ. Осели они в Краснодарском крае, там вышли замуж, родили детей, приезжали в гости к нам с южными дарами, винились перед мамой, что украли паспорт. И сейчас живут их дети в теплых краях. 
Всю жизнь помню трудолюбие своих родителей. Папа после войны построил дом, воспитали с мамой семерых детей, не получали от государства никакой помощи, надеялись только на себя. Всю жизнь держали корову, сено косили вручную, все детство, помню, помогали родителям, а когда сама уже создала свою семью, родители были в преклонном возрасте, тем более нужно было помогать. В семьдесят лет мой папа легко поднимал двухпудовую гирю, руки его были натружены, он сам делал мебель и возил ее на продажу в город, жег уголь, изготовлял черенки, метлы, чинил сбрую для лошадей. я не знаю, что не умел делать мой отец, мне казалось, что он умеет все. У нас была своя лодка, папа рыбу для семьи ловил, плел корзины для хозяйственных нужд.
Мама была красавицей и модницей, свой городской стиль привезла в деревню, платок носила всегда на полголовы до самой смерти, ни разу не повязав его, как старушка. правда, не любили ее за это деревенские женщины.Платья носила нарядные, по деревне несла себя гордо. За всю жизнь так и не научилась «окать» и «чекать» по-вятски. В доме нашем всегда было скромно, но чисто. Мне хорошо было с моими родителями, только не выполнила я их наказ. Папа настаивал, чтобы мы построили свой дом в Адышево, всегда говорил: «Не живи, девка, на чужих половицах, у человека должен быть свой дом». Я не построила дом, деревьев за свою жизнь посадила много, детей вырастила, помогаем с мужем растить внука, а вот дом так и не построили.
А. Елкина, с. Адышево

О войне
Наша семья из семи человек жила мирно, радовалась деревенской жизни. 22 июня 1941 года пололи овес, видим: по полю на велосипеде едет налоговый агент и сообщает о начале войны. И так гордо говорит: «Мы быстро вправим мозги этим фашистам». Верили в скорую победу.
Началась всеобщая мобилизация, ушел на войну и наш папа. Весь тяжкий труд лег на плечи женщин, в том числе и нашей, такой, казалось, слабенькой мамы – четверо детей и больная бабушка. Невозможно без слез вспоминать, как ей удавалось тянуть такую ношу. Мы все учились, она не могла позволить, чтобы мы бросили учебу. Старались ей во всем помогать. Младший семилетний братишка вставал раньше всех, бежал на конюшню и приводил маме лошадь. Приходилось пахать, носить 50-килограммовые мешки с зерном по высокой лестнице на зерносклад в Оричах. А дома – 40 соток земли, скот, нужно заготовить дров, съездить на мельницу, испечь хлеб, отправить детей в школу за три километра в Камешницу.
Шли похоронки. Бабушка все сидела у окна, ждала сына, нашего отца. Пять дней не дожила до окончания войны.
И вот война закончилась, пришел папа. Начались не менее страшные испытания – период восстановления разрушенного, лесозаготовка с примерзшими к ногам портянками. 1947 год был неурожайным, питались лепешками из травы. Угроза войны не прекращалась. Ждать необходимой помощи от государства не приходилось. И когда с усмешкой напоминают, что побежденные живут богаче нас, победителей, хочется сказать, чтоб говорили об этом тем грабителям народа с набитыми мешками денег, а не тем, которые как трудились, так и трудятся. Благодаря которым и держится Россия, благодаря таким мамам, как наша. Родители умерли в 1977 году. Вечная им память.
А. Щекотова, п. Оричи

Не надо войны
Мой дед с войны пришел живой
Победу праздновать домой,
Но о друзьях погибших сердце тяжко ноет.
И эту тяжесть, эту боль
и воспоминанья о войне
Уже никто и никогда не успокоит.
И было жутко в той войне:
Горело все в сплошном огне,
И смерть за ними по пятам всегда ходила.
Молитва бабушки седой
спасала от беды лихой,
Его святые раны излечила.
А испытания войной
Нас не обходят стороной,
Перед иконой мать склонилась утром рано.
И вновь тревога, в сердце боль,
молитвы добрые слова –
Так дождались мы домой отца с Афгана.
И снова буйствует весна,
уж отодвинулась война,
И пишет письма внук опять с границы деду.
Не надо больше воевать,
людей безвинных убивать.
Вот потому мы снова празднуем Победу!
А. Вагин, п. Мирный

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 11 =