Пункт назначения: Суводи

Наше путешествие произошло в один из январских студеных дней. добраться до Суводей – задача не из легких: даже зимой, когда снежное покрывало выровняло дорогу, а мороз сковал многочисленные лесные речки, понадобилось два часа на преодоление всех ухабов и кочек.

Но эти трудности забываются, когда перед тобой открывается сказка зимнего леса. Вдоль дороги величаво стоят сосны, заиндевевшие от лютых холодов. Край окутала звенящая тишина: здесь не слышно ни гула машин, ни грохота поездов. На всем пути нам не встретилось ни одного автомобиля. Кругом первозданная красота, и природа кажется нетронутой цивилизацией.
70 километров позади, и вот мы в Суводях. Вдохнули воздух необыкновенной чистоты.
Суводи — вчера и сегодня
Это поселок лесозаготовителей, расположился он на левом берегу Вятки. Название происходит от слова «суводь» – означающее заводь, небольшой залив на реке с замедленным течением. Основаны Суводи в 1897 году, когда здесь были построены учебный смолокуренный, а затем завод по сухой перегонке древесины. В 1910-м на их базе открылась школа инструкторов лесохимического производства, преобразованная в 1927 году в Пищальский лесохимический техникум, который просуществовал до 1979-го. В 1959-м поселок перешел из Верхошижемского в состав Оричевского района.
В Суводское муниципальное образование входит и поселок Разбойный Бор, общая численность населения составляет 492 человека. Есть администрация, основная школа, амбулатория с дневным стационаром, имеются три ставки социальных работников, действуют аптечный и почтовый пункты, библиотека, Дом культуры, два магазина. Градообразующими предприятиями являются ООО «Бор» и ИП «Маров».
В шестидесятые годы в Суводях жизнь била ключом: только учеников школы и студентов техникума насчитывалось порядка тысячи. А с этого года не работает садик, и теперь 14 ребятишек сидят дома. Школа тоже переживает не лучшие времена: на восемь педагогов восемнадцать учеников.
Еще лет тридцать назад местная больница представляла собой целый комплекс по оказанию медицинской помощи. В процветающем тогда поселке функционировал больничный городок, предоставлявший широкий спектр медицинских услуг: были и стоматолог, и хирург, и гинеколог, и педиатр. Сейчас в больнице трудятся врач-терапевт Н.Н. Липатникова, фельдшер Е.Н. Шешукова, акушерка С.И. Шаклеина, медсестра терапевтического кабинета Т.А. Ануфриева, процедурная медсестра Л.М. Шешукова, лаборант Л.В. Домнина, санитарка Т.Н. Ануфриева, водитель А.А. Кислицын. Для экстренных случаев вызывают санавиацию, потому как по трудной дороге можно не успеть.
Проходя мимо больницы, увидели котельную, а привлекла она внимание тем, что вокруг порядок, за которым в этот день следил А.М. Корякин.
Легенды Разбойного Бора 
(по материалам С.И. Четверикова)
В начале двадцатого века никакого поселка в тех местах не существовало. Разбойным бором называли большой лесной массив на левобережье Вятки. Когда и почему он получил столь выразительное название?
Предания гласят, что после поражения восстания Степана Разина часть разгромленных его отрядов стала уходить от преследования вверх по Волге, на Каму и Вятку с надеждой укрыться в лесной глуши. Так на средней Вятке оказалась ватага вольницы во главе с атаманом по имени или кличке Сорва. Разинцы стали промышлять разбоем, грабить проплывающие по реке купеческие суда. Недобрая слава о здешних местах скоро распространилась по округе, а бор получил название Разбойного.
С заселением территории, развитием кустарных промыслов лихие люди были вынуждены покинуть насиженные места. Перед уходом темной ночью схоронили они на дне озера Клокач (по другим свидетельствам – в Поповом озере) бочонок с награбленным золотом.
Сторонники правдивости этих легенд приводят в подтверждение следующие доводы. Атаман Сорва действительно был: его имя зафиксировано в названии расположенного ниже по Вятке села Сорвижи. Озера Клокач и Попово (Прямое) существуют до сего дня. В прошлом находилось немало кладоискателей, которые баграми обшаривали илистое дно в надежде наткнуться на вожделенный клад.
И самое главное. На высоком, около 30 метров, яру правее названных озер, сохранилась площадка примерно в 15 соток со следами былых землянок. Она незаметна для постороннего взгляда. Землянки нельзя обнаружить ни со стороны реки, ни с ближних дорог и пешеходных троп. Лесорубам или углежогам, заключают рассказчики, не было нужды прятать свои жилища. Наоборот, они располагали их на открытых местах.
Насколько правдива легенда о разинцах на средней Вятке, сказать трудно. Однако ясно, что не они дали Разбойному Бору название. Восстание Степана Разина произошло в 1670 – 1671 годах. А между тем за сто с лишним лет до этого Разбойный Бор уже так назывался.
Наиболее старым и достоверным источником, в котором содержится первое упоминание о Разбойном Боре, является грамота царя Ивана Грозного, данная вятчанину Петру Сухово. В походе войск на Казань принимал участие житель города Котельнича Петр Яковлевич Сухово. Вернувшись после взятия татарской столицы домой, он присмотрел себе земли на левом берегу Вятки, южнее Котельнича, и обратился к царю с прошением передать таковые в его распоряжение. Просьбу мотивировал своими военными заслугами, а также тем, что просимые им земли никем не заняты. 29 октября 1553 года царь подписал жалованную грамоту: «Се азъ царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал есьми вятчанина Петрушу Яковлева сына Сухово, на Вятке, в Котельниче, лугом среди Разбойничья бору, вниз по Вятке до речки Кишкиля».
Из этого документа явствует, что бор, о котором идет речь, уже носил название разбойничьего и, стало быть, являлся прибежищем промышлявшей разбоем на Вятке вольницы.
Старожилы
В каждом населенном пункте имеются люди-легенды, внесшие большой вклад в жизнь родного поселка. В Суводях такими почетными жителями являются супружеская пара Нина Григорьевна и Борис Михайлович Либеровы. Приехали они в лесной край в далеком 1957 году из Верхошижемского района.
Н.Г. Либерова 55 лет отработала фельдшером в местной больнице. Очень скромный и трудолюбивый человек, которого знают все от мала до велика. Нина Григорьевна стала близкой каждой семье своим неравнодушным отношением, добротой и отзывчивостью. А еще она лучшая огородница поселка, всегда самые первые огурчики и помидорки вырастают у нее.
Борис Михайлович 50 лет трудился в лесничестве. Знает каждую тропинку и речку в дремучем суводском лесу.
Интересный случай произошел с Либеровым, когда он был уже на пенсии. 7 октября 2001-го отправился на охоту, где встретил якобы снежного человека. Вот что рассказывает Борис Михайлович о том происшествии: «Услышал звук странный, сначала словно птица крылом бьет, потом сучок треснул. Побежал в сторону шума и увидел двоих. Внешне что-то среднее между обезьяной и медведем. Один маленький, с меня ростом, серый, косматый, прыгает на двух ногах, а мать его, она метра два с половиной, не меньше, сверху лапами по голове ему хлопает, будто успокаивает. Ну я схватил сумку, в ней свисток милицейский лежал, и давай дуть в него, чтобы их испугать, а сам пустился наутек». После этого случая Борис Михайлович стал местной знаменитостью, к нему брать интервью приезжали тележурналисты и корреспонденты газет. В память о тех событиях на стене висит картина с лесным пейзажем, подаренная, по словам Б.М. Либерова, главным редактором газеты «Кировская правда» Н.П. Мясниковым.

* * *
Побывав в Суводях, начинаешь понимать, что ты заворожен этими местами навсегда. Теряется счет времени. Ощущаешь величие и красоту окружающей тебя природы. Саму жизнь воспринимаешь иначе: все твои проблемы и повседневная суета кажутся мелкими и никчемными. Недаром некоторые горожане перебираются сюда на лето, чтобы вдали от цивилизации, без сотовой связи и Интернета вдохнуть первобытной прелести земли.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 7 =