Как спасти школу?

6 июня в пять вечера калачиговские (Верхошижемский район) родители пришли в местную школу на собрание с участием главы Верхошижемского района Владимира Сергеевича Комарова, начальника управления образования Галины Николаевны Гребневой.

Наверное, эта встреча стала последней попыткой изменить сложившуюся ситуацию с переходом образовательного учреждения с основной ступени на начальную.

Перед собранием администрация сельского поселения провела опрос среди родителей, которые выразили своё недовольство организацией образовательного процесса в учреждении. Они говорили о том, что в Калачигах никогда не обсуждалась проблема оттока учащихся, который начался ещё пятнадцать лет назад. Никто не вёл индивидуальные беседы, чтобы удержать родителей от принятия решения перевести ребёнка в другую школу. А фраза, когда-то брошенная одним из местных педагогов: «Скатертью дорога!» — врезалась в их  память.

Сегодня калачиговцы оказались перед фактом реорганизации школы, которую в поселении они сами же спровоцировали. Так мне показалось. Но неожиданно для самих себя пытались выявить, обозначить причины. А они кроются глубоко, обо всех и не напишешь.

Так или иначе, переход с одной ступени на другую выльется ещё в одну проблему. Как сами же родители отметили: за средним звеном потянется в Среднеивкинскую школу и младшее. Но начальник управления образования администрации района Галина Николаевна Гребнева заверила: «Школа в Калачигах будет работать до последнего ребёнка».

В очередной раз она разъяснила, каким образом на современном этапе финансируются учреждения образования. По соглашению, заключённому с региональным министерством образования, заработная плата педагогов должна быть не ниже 21 тысячи рублей. В Калачиговской школе поднять её до этого уровня невозможно из-за небольшого количества учащихся, из-за работающих педагогов-совместителей. Статус начальной школы — это судьба малокомплектных учреждений образования. Объединяются классы во всём районе, делается это согласно САНПИНам. Учителя работают на основе взаимозаменяемости.

Конечно, Среднеивкинская школа известна своими достижения по всей области. В ней и материальная база сильнее. Кстати, это сыграло для калачиговцев ещё одно значение. Детей переводили в неё также из-за современного компьютерного оборудования, спортивного инвентаря, наглядных пособий, которые в небольших сельских школах появлялись позднее.

А в Калачиговской, высказывали на собрании своё мнение родители, не могли канализацию отремонтировать уже не первый год, наладить температурный режим в дошкольной группе. В такое здание родители, опасаясь за здоровье ребёнка, отпускать его не хотят. Но первую проблему все же устранили: канализация сегодня работает. Администрация района планирует заменить котёл, промыть отопительную систему и заменить окна в помещении дошкольной группы. Все эти меры должны урегулировать температурный режим. Также планируют спилить берёзы, затеняющие детскую площадку, которую ещё нужно будет выровнять и завести на неё песок. Работы много…

На самом деле, желание родителей  дать качественное образование своему ребёнку понять можно. А как поступать остальным папам и мамам? Ведь не у всех есть возможность возить своих детей два раза в день. Что делать тем, кто боится отпускать своё чадо, находящееся в переходном возрасте, в чужой населённый пункт? Эта категория родителей считает, что ребёнок должен жить с семьёй, а не в интернате, даже если он там находится под строгим присмотром.

Калачиговцы, несмотря на произошедшие у них в последние годы печальные события, всё ещё надеются сохранить школу. От этого зависит во многом дальнейшая судьба поселения. На собрании они задались вопросом, что можно сделать для этого? Опытный педагог произнесла ключевую фразу: «Нужно смотреть вперёд, а не под ноги себе!» Неужели будем возвращаться в прошлое? В колонии работает много молодых людей, у которых могут появиться дети. Как горько было смотреть на учителей, отдавших годы жизни этой школе и ушедших с собрания в полном разочаровании.

Наверное, можно мыслить шире, решая проблему. Но сегодня многие учреждения образования, как и школа в Калачигах, поставлены в условия, которые не дадут сделать этого.

На собрании вспомнили, как и раньше постепенно в наших деревнях и сёлах закрывались библиотеки, клубы, медицинские пункты, магазины. Школы «умирали» одними из последних. С каждым годом детей в них становилось всё меньше. Они и, правда, работали до последнего ребёнка. Но отток населения остановить невозможно! Деревенские люди хотели жить лучше, а приоритеты и в то время были расставлены в пользу развития крупных населённых пунктов.

На современном этапе ничего не изменилось.

Вера ТИУНОВА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 3