Когда вспышка высветит историю…

Как ни банально было бы назвать фотографии застывшим временем или даже вспомнить набившее, пожалуй, оскомину «остановись, мгновенье, ты прекрасно», тем не менее суть фотоискусства данные фразы отражают полностью. Об этом мельком думаю, когда перелистываю альбомы, принадлежащие Юрию Витальевичу Карелину, жителю Стрижей.

Конечно, много детских фотографий. Пусть трое детей давно выросли и ведут самостоятельную жизнь, но на мастерских чёрно-белых снимках они играют с другими малышами около ёлки, ходят в школьные походы и встречают дни рождения у самопечных тортов со свечками.
В своё время Юрий Витальевич был пусть и не единственным, но одним из самых популярных фотографов в Стрижах — точно. У большинства стрижевчан найдутся в альбомах его снимки, поколение детишек годов восьмидесятых до сих пор поглядывает на коллективные фотографии класса, сделанные им. Впрочем, самые интересные из них всё-таки «щёлкнуты» в неформальной обстановке, со смехом, в движении, в работе. В 1980-е снимки Юрия Витальевича украшали полосы «Искры», хотя даже внештатным фотографом он не был.
Да и вообще профессия у Ю.В. Карелина другая. Он механик. На силикатном заводе проработал в общей сложности 27 лет. Конечно, был в его биографии эпизод, когда он работал заводским фотографом и недолгое время снимал людей на документы — дело не очень творческое и не слишком интересное. Но вообще-то для Юрия Витальевича фотография всегда оставалась не работой и не обыденностью, а любимым увлечением.
С самого детства в семье Карелиных у отца была «Смена». Первые фотоувеличители отец сделал собственными руками. Потом смог приобрести. Но как бы то ни было — с покупным или самодельным фотоувеличителем, но в доме нашёлся уголок, отведённый специально под фотодело — отгороженный ширмой «кабинет» с раковиной, ванночками и реактивами всегда наготове. Снимай, печатай. Первый опыт съёмки Юрий получил в пятом классе, когда собрался в поход. Снимки у одиннадцатилетнего пацана вышли мутноватые, но зато — свои! А дальше пошло своим чередом. Фоторецептурный справочник отца стал изучаться самым внимательным образом. Реактивы зачастую за неимением специализированных магазинов в селе покупали в аптеке. Но время шло, снимки «росли», и подход к ним становился более профессиональным.
А потом, когда наступило засилье «мыльниц» и дешёвых — в первую очередь по качеству — цветных снимков, Юрий Витальевич увлечение отложил в сторону, словно огорчённый тем фактом, что оно пошло по рукам. Теперь осваивает вновь — цифровую камеру и фотопрограммы.
Старые чёрно-белые фотографии остались настоящим маленьким музеем истории. Прессовщицы за работой, ветеран войны Пётр Ефимович Петухов на субботнике, выступления самодеятельных коллективов, утренник в детском саду: директор завода В.И. Кужелев что-то рассказывает детишкам, а действие на киноплёнку запечатлевает кинооператор Юрий Фёдорович Веретенников.
В конце 1990-х в Стрижах случилась на переезде авария — и товарный поезд с удобрением сошёл с рельсов. Что ощутили все? Неудобство (перестали вовремя ходить электрички), тревогу — удобрение могло потечь в Быстрицу. Корреспонденты телевизионных и печатных СМИ тогда ещё не были вездесущими. Потихоньку событие и забылось напрочь. А вот Юрий Витальевич взял фотоаппарат и не поленился пойти к железнодорожным путям.
Сейчас рассматриваю снимок: сломанный шлагбаум, лежащие на земле искорёженные вагоны и насторожённая бабушка, глядящая на это издали. Подпись — «Авария на железной дороге, 1989 год». Всё это даёт информации больше, чем длительные объяснения.
Интересны лица ветеранов. Многих из них уже нет (как Петра Емельяновича Лузянина, Павла Филипповича Лобанова, Михаила Михайловича Ефремова, Петра Назаровича Ромина, Марии Устиновны Подзираевой), кого-то не помнит даже сам фотограф — лицо ветерана, выступающее на белый свет из тьмы, так и не вспомнилось. Но на снимках они — живы.
Наверное, именно в этом и есть магия фотографии, заставляющая Юрия Витальевича вновь браться за аппарат.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 4 =