В умении солить огурцы истобянам нет равных в России

Это сейчас жители Истобенска сдают огурцы не отлучаясь из дома — в селе. Но так было не всегда. Вплоть до 90-х годов прошлого века
с наступлением осени, когда урожай огурцов надёжно укрывала проточная вода холодных родниковых речек, рассчитывали селяне, куда бы податься, в какой город Советского Союза направить свои стопы, дабы повыгоднее сбыть продукцию со своих огородов.

По хранящейся в местном музее справке известно, что в 60-е годы истобяне ездили торговать огурцами аж в 43 города страны! Причём им нигде не встречались торговцы подобной продукцией.
Лидия Алексеевна Пленкова, впрочем, как и многие истобяне, уж и не помнит, с каких пор занимается засолкой огурцов. До Великой Отечественной войны ещё её мама Мария Васильевна Шевнина вместе с односельчанами ездила торговать огурцами в Краснокамск. На пристани в Истобенске грузили тяжёлые бочки на пароход и плыли до Котельнича. Случалось, и своим ходом по Вятке, скрепив бочки друг с другом, сплавляли до Котельнича, а там уже ехали куда душе было угодно.
Самой ехать и вести торговлю впервые пришлось, когда муж серьёзно заболел. Прибыли тогда в Челябинск, да поздно весной, почти в начале лета. Туда уже много свежих овощей привезли. Страшно было: а вдруг придётся огурцы обратно везти или ещё хуже — выбрасывать?! Но Бог спас: продали тогда истобяне по два рубля за килограмм свой урожай да и домой бочки пустыми привезли.
Когда мужа не стало, пришлось Лидии Алексеевне всю мужицкую работу взвалить на свои плечи: научилась бочки ремонтировать, пробки выстрагивать, обручи мастерски, не хуже любого мужика, снимать и одевать, разным столярным инструментом пользоваться. «На огурчики-то выкормила, выучила всех своих троих детей, — вздыхает Лидия Алексеевна. — Кабы не они, родимые, не знаю, как и выжили бы».
Торговать огурцами, конечно, ездили во время отпусков, заранее договариваясь небольшими группами. Кода торговля шла бойко, случалось, что и за неделю распродавали свой товар. Чаще же жили по месяцу, а порой и более кто на съёмных квартирах, кто в гостиницах, предназначенных специально для селян, так называемых домах колхозников.
Огурцы солили разных размеров, и даже жёлтые семенники. Из столовых приходили с вёдрами и специально просили огурцы покрупнее для рассольников или для гарнира. Иногда приходилось продавать самые большие, пользуясь собственной хитростью да смекалкой. Дескать, зрелые да отборные остались, можно ножом чистить, надолго хватит! Бывало, покупатели сами говорили, мол, чего это вы нам недорощенные продаёте, дайте спелых! Каждый, кто ездил торговать, может рассказать подобных баек великое множество.
А ещё был случай, вспоминает Николай Владимирович Зыков, главный агроном района, как в одном городе местный житель сразу три ведра огурцов с рассолом купил, простодушно рассказывая, что он эти истобенские огурчики сложит в стеклянные банки и на рынке продаст подороже: «Они у вас необычайно вкусные!» Так и зарождались первые коммерсанты.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 1 =