Поиск — дело благородное

В этом году мне посчастливилось принять участие в поисковой экспедиции, которая проходила в Новгородской области в районе города Старая Русса. Во время войны в тех мес-тах пролегал Северо-Западный фронт, где шли ожесточённые бои нашей армии с отборными частями «Третьего рейха».

На Вахту памяти я мечтал поехать давно, толкало мальчишечье любопытство. Взрослея, кроме любопытства стал испытывать чувство долга перед людьми, которые отдали свои жизни за наше спокойное будущее.
На место поиска отряд прибыл 24 апреля, было ещё холодно, кое-где лежал снег. С первого дня включились в работу. Много людей приехало впервые, поэтому с нами провели инструктаж: как пользоваться орудиями поиска, как делать раскоп, как поступать при обнаружении взрывоопасных предметов.
На второй день выдали щупы, лопаты — большие и сапёрные, металлоискатели, и отряд выдвинулся на бывшие боевые позиции, находящиеся вблизи от лагеря. Во время войны эта местность была полем, а сейчас — болото со смешанным лесом. То, что здесь проходили бои, можно было легко определить: всё изрыто воронками от артснарядов, бомб, везде проходят траншеи и окопы, на поверхности лежат ржавые каски, россыпи гильз, истлевшие противогазы, а кое-где и снаряды, мины, гранаты.
Почти везде хлюпает серая зловонная вода, доходящая местами до колена, поэтому приходилось работать в болотных сапогах.
В этот день подняли советского солдата с винтовкой, в остатках шинели, с гранатой на поясе и, самое главное и радостное, — с медальоном. Медальоны — это небольшие эбонитовые пенальчики, в которых находится крепко вкрученная бумажка с информацией о солдате. Чаще всего она не сохраняется, но нередко бойцы специально не заполняли и не носили их с собой, считая дурной приметой. Вот и у нас в медальоне, к сожалению, ничего не оказалось.
За экспедицию мне удалось поднять трёх солдат. Когда начал раскапывать своего первого солдата, то странные, а порой и пугающие мысли и образы возникали в моём воображении. А когда добрался до черепа… понял по совершенно целёхоньким ровным белым зубам, что здесь лежит совсем молодой красноармеец, может быть, только чуть старше меня. В это мгновение я пережил небольшое потрясение: когда-то ведь этот человек ходил, общался, любил своих родителей, смеялся, а теперь, спустя почти 70 лет, я держу в руках его косточки. Возможно, у него остались родные, которые до сих пор ничего не знают о судьбе своего близкого…
За вахту наш отряд поднял 27 солдат, но, к сожалению, три медальона, найденные вместе с останками бойцов, оказались пусты. Однако были найдены два алюминиевых котелка и две ложки, на которых выцарапаны имена и фамилии владельцев.
Останки солдат увозились на перезахоронение, а там, где был найден и поднят человек, ставился крест.
Пришлось нам столкнуться с таким неприятным фактом как деятельность чёрных копателей. Весь лес изрыт этими людьми, обуянными жаждой наживы. Они рыскают небольшими группами по местам былых боёв в поисках орденов, медалей, взрывчатки, оружия, медальонов, столь ценных на чёрном рынке. Раскапывают павших бойцов и, забрав ценное, оставляют кости на поверхности, разбросав их при этом в радиусе нескольких метров от раскопа. Такое мне довелось увидеть собственными глазами.
Я считаю, что поиск павших — дело чести, ведь каждый гражданин нашей Родины обязан им свободой и даже жизнью. Вечная слава вам, защитникам Оте-чества, и благодарность!

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + = 18